Доля госсектора по странам мира

Госсектор в странах мира

Государство играет роль крупного хозяйствующего субъекта не только в странах с постплановой переходной экономикой и автократическим политическим строем, но и в развитых рыночных демократиях.

По данным последнего исследования Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), в государствах—членах объединения, на которое приходится 59% глобального ВВП, три четверти международной торговли и 18% мирового населения, действует свыше 2 тыс. государственных компаний (State-owned enterprises, SOE). Их совокупная стоимость оценивается в $1,9 трлн, число занятых работников — 6 млн человек.

За исключением США и Японии, не ведущих соответствующей детальной статистики, самый крупный госсектор из стран ОЭСР функционирует в Корее — $177,6 млрд. Далее идут Франция ($157,7 млрд) и Норвегия ($131 млрд). По числу занятых в SOE лидирует Франция — 838,5 тыс. человек. За ней следуют Великобритания (378,3 тыс.) и Италия (289,3 тыс.). В отраслевом разрезе чаще всего государства ОЭСР участвуют в капитале энергоснабжающих и газораспределительных компаний (26% от общего количества SOE), финансовых институтах (24%) и транспортных предприятиях (19%).

В рейтинге 2 тыс. крупнейших корпораций мира Forbes, обеспечивающих 51% мирового ВВП, присутствует 204 госкомпании (10%) из 37 стран. Китай представляют 70 SOE, Индию — 30, Россию и ОАЭ — по 9, Малайзию — 8. Совокупный оборот государственных предприятий, попавших в Forbes Global 2000, достигает $3,6 трлн, что соответствует ВВП Германии, 5,7% глобальной экономики или 8% общей капитализации всех торгующихся на мировых биржах компаний.

Расчет средневзвешенного показателя выручки, чистой прибыли и рыночной капитализации топ-10 крупнейших национальных компаний показывает, что доля китайских SOE в нем составляет 96%. Аналогичный показатель для ОАЭ находится на уровне 88%, для России — 81%. Единственной европейской страной, перешагнувшей рубеж в 20% для этого индикатора, является Норвегия (48%).

Источник

Рейтинг стран по степени участия государства в экономике

___________________

Разрушу расхожее мнение, что в развивающихся странах продолжает свирепствовать и буйствовать социализм, коммунизм и им аналогичные системы. Смотря что вкладывать в этот термин. Если вмешательство государства в экономические процессы, то это не так. Если структуру собственности, то конечно далеки от развитых стран. Чтобы быть объективным, то точнее всего будет посчитать долю гос.расходов в ВВП страны. По крайней мере будет ясно какой объем средств государство ежегодно распределяет.

(левая часть страницы — доходы правительства, правая часть — расходы правительства — моё прим.)

В таблице посчитан средний уровень доходов и расходов за период (2003-2007 года — докризисный период и 2008-2012 — кризисный период, далее показатель за 2012 и процентное изменение кризисного периода от докризисного.) Сортировка по расходам в кризисный период от большего к меньшему.

Максимальное участие государство в экономике среди крупных стран во Франции (55.8% распределяют и 50% изымают из экономики), далее Австрия, Греция и Италия. БРИК в полном составе находятся значительно ниже США и Японии.

Читайте также:  Социологическая служба страны z провела опрос группы граждан по теме можете ли вы обеспечить

Не могу с уверенностью утверждать, но смею предположить, что процент участия пропорционален гос.контролю в экономике, таким образом наибольший гос.контроль во Франции. Но этот тезис требует дополнительной проверки.

Вообще для Европы свойственно крайне высокое участие государства в экономических процессах. Это скорее историческая тенденция. Просто в кризис она проявилась сильнее, где бы то ни было.

Я даже не знаю, как назвать современную систему. Социализированный корпоракратизированный капитализм? С одной стороны средства производств находятся в частной собственности (преимущественно), развит институт лоббизма (корпорации в симбиозе с правительством вырабатывают решения наиболее выгодные корпорациям), относительно свободное предпринимательство, крайне развиты капиталистические отношения, основным мотивом деятельности является извлечение прибыли. С другой стороны государство слишком мощно представлено в экономических процессах. Понятно, что пока не берем такие абстрактные и далекие от реальности понятия, как социальная справедливости, общественная гармония, всеобщее равенство и прочий популистский бред.

В принципе, понятно, что ни одна крупная страна не может быть чисто капиталистической или социалистической. Всегда слияние систем. Где то больше одного, где то другого. Главным образом такой сильный перевес в развитых странах достигается за счет высокой доли гос.расходов на медицинское, пенсионное страхование и социальные формы поддержки населения (стипендии, гранты, пособия, дотации). Это далеко не в полной мере представлено в таких странах, как Россия или Китая и других странах. При этом в Китае и России в достаточно зачаточном виде развит институт частной собственности и свободное предпринимательство в силу исторических причин. К этому пришли значительно (на много десятилетий позже, чем развитые страны). Фактически, развитые страны от развивающихся отличаются степенью развития капиталистических отношений и концентрации накопления капитала (материального + финансового). Просто любопытен перевес.

Я к тому, что высокие гос.расходы автоматически означают высокие гос.доходы, а значит высокую налоговую нагрузку и прочие сборы.

Источник

Чем выше участие государств мира в экономиках своих стран, тем больше доходы у населения

Предыдущие статьи рабочей группы экономистов Общероссийского общественного движения «Патриоты Великого Отечества» вызвали в сети горячие споры – в частности, прозвучали обвинения в популизме.

Однако, мы продолжаем считать, что наши предложения разработки комплекса мер по увеличению минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России до 35000 рублей в месяц не только остро необходимы, но и достижимы в очень краткосрочной перспективе.

Мы, участники движения ПВО, знаем, куда надо направить годовой профицита бюджета РФ в размере 2,746 трлн ₽ — на увеличение зарплат бюджетникам!

Но это лишь один из методов «лечения» хронического малокровия (безденежья) российской экономики. Давайте ещё на один уровень глубже погрузимся в данную тему. И зададим себе вопрос:

Российский бюджет (уровень прямого участия государства в экономике) – какую долю от ВВП он составляет?

Так ли всепоглощающе велика роль «государственной машины» в нашей с вами экономической жизни, как нам рассказывают либералы, требующие её сокращения? Если мы сравним долю бюджетных расходов в ВВП мы увидим удивительную картину: в России самый низкий, а вовсе не высокий уровень затрат государства в формировании внутреннего валового продукта!

Читайте также:  Национальные костюмы других стран
Страна ВВП, трлн $ (номинал) Бюджет, трлн $ (номинал) Доля бюджета в ВВП
Россия 1,6570 0,304 18,35%
Германия 3,9510 1,334 33,76%
Великобритания 2,8290 1,066 37,68%
Франция 2,7800 1,252 45,04%
Эстония 0,0231 0,012 51,95%

Итак, мы видим, что Государственный бюджет Российской Федерации составляет менее одной пятой от размера нашей экономики. В России доля бюджета в ВВП составляет 18,35%, в Германии 33,76%, в Великобритании 37,68%, Франции – 45,04%. В соседней с нами Эстонии этот уровень составляет 51, 95%.

Это значит, что так называемые «развитые капиталистические государства» куда меньше, чем Россия полагаются на «невидимую руку рынка» и участие этих государств в экономической жизни своих стран куда выше, чем у нас!

Государство является крупнейшим игроком на капиталистическом рынке. Оно формирует платёжеспособный спрос через поддержание фонда оплаты труда населения на достаточном уровне. Участие государства в инфраструктурных объектах, в работе крупных корпораций, налоги, таможенные поступления – всё это формирует доходную часть бюджета. Оборона, образование, медицина, вложения государства в экономику – это и многое другое являются расходными статьями бюджета.

Двигаемся дальше и ставим перед собой следующий вопрос: где будет доля оплаты труда в структуре ВВП больше? В России или в «развитых капиталистических государствах»?

Доля оплаты труда в ВВП в России и мире в 2014 г. по методологии СНС (включая скрытую оплату труда и отчисления на социальное страхование)

При сравнительном анализе размера ВВП России на душу населения, мы видим, что он крайне мал в номинальном долларовом выражении. Это прямое следствие обвала курса рубля в 2014-м году, да и более ранних «корректировок» стоимости нашей национальной валюты. Если принимать в расчёт сравнение ВВП стран по паритету покупательной способности, то и тут отставание будет очень значительным: в 1,8 раза от уровня Германии и в 1,2 от Эстонии.

По всей видимости, понимая экономическую ловушку эффекта низких доходов населения, премьер Д.А.Медведев в мае 2019 года поручил Минэкономики, Минтруду и Росстату «проработать вопрос об увеличении доли оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта до 60%».

К огромному сожалению, эта полезная инициатива пока не получила никакого конкретного продолжения. Ведь насыщение своей экономики денежными средствами – это не популизм, а действенная мера для её развития.

В данном случае Vox pópuli, то есть Глас народа, желающий увеличения своих доходов, абсолютно рационален. Политику количественного смягчения, то есть увеличения денежного предложения, в т.ч. путем эмиссии, давно и успешно проводят все развитые страны.

Важно, чтобы дополнительные финансовые средства не оседали в различных резервных фондах или шли на краткосрочные спекулятивные операции банковского сектора, а направлялись на крупные промышленные и инфраструктурные проекты. Чтобы они шли на увеличение фонда оплаты труда и пенсионных отчислений.

В завершение материала хотелось бы поговорить о справедливости.

Как сегодня живут наши соседи?

ВВП Эстонии и России на душу населения в 2012-м году был почти одинаковым – около 25 тысяч долларов. Сейчас, в 2019-м наш ВВП по ППС составляет 28,8 тысяч долларов, у соседей 34,2. Разница есть, но не очень значительная.

Читайте также:  Страны по знакам зодиака джйотиш

При этом размер средней пенсии в России в 2019-м году составит 14100 рублей. А вот размер средней пенсии в Эстонии в 2019-м году составит 487 евро, что равно примерно 35000 рублей.

И это при том, что более половины расходов в эстонской экономике, как мы увидели, несёт государство! В западноевропейских странах уровень пенсионного обеспечения ещё выше. Как и уровень участия государств в экономиках своих стран.

Страна Доля фонда оплаты труда в ВВП, % Доля налоговых отчислений в бюджет государства в ВВП, % Доля прибыли корпораций в ВВП, % Средняя заработная плата в месяц (нетто — после уплаты подоходного налога), $ Средняя пенсионная плата в месяц (среди имеющих трудовой стаж), $
Россия 47,20 28,70 24,10 612,00 219,90
Германия 51,00 37,60 11,40 3514,00 1424,40
Великобритания 50,50 35,20 14,30 2163,00 1960,80
Франция 52,80 40,10 7,10 2343,00 1120,90
Эстония 50,60 34,10 15,30 1317,00 545,40

Можно долго дискутировать о причинах и следствиях выбора нашим государством ультралиберального пути развития экономики, а именно — максимальное отстранение от вмешательства во все аспекты нашей с вами хозяйственной жизни. Однако, мы видим, что такой путь ведёт к обнищанию основной массы населения. К низким зарплатам и таким же маленьким пенсиям.

В развитых капиталистических странах государство является активнейшим участником экономической жизни, участвует в справедливом распределении полученных доходов и обеспечивает социально приемлемый уровень жизни работающим гражданам и пенсионерам. Уровень прибыли частных корпораций при этом поставлен в жёсткие рамки и, в среднем, в два раза меньше, чем в России. Отдельной статьи заслуживает вопрос о сравнении рентабельности работы компаний на рынках с минимальной ставкой рефинансирования, как у них, и выживания бизнеса в условиях в три-четыре раза большего банковского процента, как у нас.

Пора всерьёз поднять дискуссию в обществе не о цифровизации или о статистических погрешностях вычисления размера экономического роста, а об удручающем финансовом положении большинства населения страны.

Официальный минимальный размер оплаты труда за 4 года должен быть повышен до уровня 35000 рублей в месяц! Эта мера позволит увеличить налоговые поступления в бюджет. Уровень участия государства в экономике начнёт увеличиваться. Доля фонда оплаты труда станет расти до искомых 51%-54%.

Всё это позволит приблизить размер ежемесячной средней пенсии до 36000 рублей.

Вышеуказанные цифры не являются фантазией, это нижняя граница нормы для наших восточноевропейских соседей.

Давайте перестанем прикрывать намёками на популизм постановку абсолютно реалистичных и выполнимых целей!

Петрунин Анатолий Сергеевич

Член Президиума движения

«Патриоты Великого Отечества» (ПВО)

P.S. Предыдущие статьи А.С. Петрунина и рабочей группы экономистов Общероссийского общественного движения «Патриоты Великого Отечества».

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

👉🏻 Подпишитесь на рассылку

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».

Книги

СКОРО

НОВАЯ КНИГА
НИКОЛАЯ СТАРИКОВА

Источник

Оцените статью